Оценка объектов растительного мира
Согласно главе 4 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» оценка выявленных инвентаризацией неучтенных активов должна быть проведена в соответствии с законодательством. Законодательным актом, регулирующим порядок проведения оценки имущества, является Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 615).
Для проведения оценки стоимости гражданских прав работники юридического лица (либо индивидуального предпринимателя) подлежат обязательной аттестации Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, и в штате предприятия, осуществляющего оценочную деятельность, должно быть не менее двух аттестованных специалистов, работающих по основному месту работы. То есть если предприятие, на территории которого производится инвентаризация и оценка зеленых насаждений, не является оценочной организацией, то требуется привлечь независимую структуру, осуществляющую оценочную деятельность и обладающую необходимым количеством аттестованных специалистов-оценщиков.
Данная структура может быть как государственной, так и частной, кроме случая, когда проводится отчуждение либо залог зеленых насаждений, находящихся в собственности государственного предприятия, т.е. какая-либо сделка, юридически значимое действие (например, при передаче здания с прилегающей территорией, на которой растут зеленые насаждения, при продаже) – в этом случае согласно подп. 1.5 Указа № 615 требуется юридическое лицо, доля государственной собственности в котором составляет не менее 51 %. В данной статье мы рассматриваем не этот случай, а вариант с постановкой на баланс.
Однако согласно подп. 1.8 Указа № 615 действие Указа не распространяется на случай постановки активов на бухгалтерский учет.
Данный пункт допускает наличие внутренней оценки, т.е. возможность для предприятия оценить зеленые насаждения самостоятельно. Что касается саженцев деревьев и кустарников, то данный вопрос не вызывает затруднений, т.к. можно подобрать саженцы аналогичной стоимости и прибавить стоимость посадки.
По взрослым деревьям и кустарникам данный подход применяется мало – невозможно продать дерево по отдельности, и, соответственно, определение его стоимости по аналогичным продажам представляется невозможным. Деревья, находящиеся за городом, можно оценить с применением лесотаксационных методик, т.к. именно такой подход применяют лесхозы при выдаче лесорубочных билетов.
Для городских зеленых насаждений данный подход применить нельзя, т.к., во-первых, расчет компенсаций при их удалении ведется совершенно иным способом, а, во-вторых, городские деревья не подлежат заготовке в лесхозы по своим качествам.
Применение аналогичного подхода к городским зеленым насаждениям (то есть расчет по стоимости компенсационных выплат) не отражает в полной мере озеленительного значения деревьев.
Так что при оценке стоимости зеленых насаждений в населенных пунктах лучше прибегать к услугам независимых оценщиков, тем более что по сравнению со стоимостью услуг по инвентаризации услуги по оценке стоят значительно ниже, а если фирма занимается и теми, и другими услугами одновременно, то оценка, как правило, включена в стоимость.
По результатам оценки оценщиком выдаются заключение и отчет об оценке.
© Надежда Ерофеева, бухгалтер
+ 375 (33) 319-50-50
- Как написать расчет-обоснование одной транспортной единицы?Для чего утверждается одна транспортная единица при перевозке отходов?Как написать расчет-обоснование одной транспортной единицы?
- Изменения в Закон РБ "Об обращении с отходами" в 2024 годуИзменения вступают в силу к октября 2024 года.Изменения в Закон РБ "Об обращении с отходами" в 2024 году