Продавец ИП Амельченя Евгений Иванович развивает свой бизнес на Deal.by 12 лет.
Знак PRO означает, что продавец пользуется одним из платных пакетов услуг Deal.by с расширенными функциональными возможностями.
Сравнить возможности действующих пакетов
Начать продавать на Deal.by
Корзина
40 отзывов
Разработка и согласование документации в области обращения с отходами, выбросов загрязняющих веществ
+375 (29) 587-22-22
+375 (44) 587-22-22

Комментарий к указу Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления"

Комментарий к указу Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления"


КОММЕНТАРИЙ К УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОТ 11.07.2012 N 313 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБРАЩЕНИЯ

С ОТХОДАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ"

 

А.Н.ГНЕДОВ,

эколог,

консультант по вопросам

обращения с отходами

 

   С 1 августа 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее - Указ N 313), который является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего так называемую расширенную ответственность производителя.

   Для реализации Указа № 313 принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» (далее – Постановление № 708).

   Сущность концепции «расширенная ответственность производителя», впервые принятой в Швеции и далее закрепленной в актах Европейского сообщества (ЕС) и других странах мира, заключается в том, что производители товаров (импортеры товаров, если осуществляется их ввоз в страну) обязаны нести ответственность за произведенные товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми являются сами товары после их потребления. Виды ответственности производителей товаров различны: физическая - обязаны обеспечить сбор отходов, экономическая - обязаны платить кому-либо за сбор и переработку отходов и др. В европейских странах расширенная ответственность производителя началась с возложения ответственности на производителей пластмассовой упаковки. Теперь такая ответственность установлена в отношении производителей бытовой техники, элементов питания и других товаров.

   В Беларуси формирование этого специфического законодательства начато с принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.04.2002 N 536 "О совершенствовании оборота стеклянной тары для пищевых продуктов и организации сбора стеклянных отходов" (далее - Постановление N 536). Далее были приняты постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2003 N 269 "О совершенствовании системы сбора (заготовок) и использования некоторых видов вторичного сырья" (далее - Постановление N 269) и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2003 N 261 "О некоторых вопросах обращения с отходами пластмасс" (далее - Постановление N 261), Указ Президента Республики Беларусь от 10.07.2006 N 437 "О некоторых мерах по совершенствованию организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья" (далее - Указ N 437).

  Впоследствии ответственность производителя товаров стала предметом регулирования налогового законодательства (сначала Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 N 1335-XII "О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)", затем Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (далее - ОЧНК)). Параллельно ответственность производителей и импортеров товаров была установлена Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З "Об обращении с отходами" (далее - Закон "Об обращении с отходами") и актами, которые были приняты в его развитие: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2007 N 1789 "Об утверждении перечня производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров" (далее - Постановление N 1789), Инструкция об организации сбора, разделения по видам, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в перечень производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21.01.2008 N 5 (далее - Инструкция N 5).

  На момент написания комментария все эти акты отменены полностью или частично в части ответственности производителей (импортеров) товаров.

  Из текста Указа N 313 видно, что практика применения названных актов легла в основу требований Указа N 313. Отдельные его элементы сходны с элементами, действовавшими ранее, а некоторые являются новацией.

  Декларируемые природоохранные цели согласно преамбуле Указа N 313:

  • сокращение объемов захоронения отходов потребления;
  • предотвращение вредного воздействия отходов потребления на окружающую среду;
  • повышение уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов.

  Согласно концепции Указа N 313 данные цели должны быть достигнуты путем привлечения к системе обращения с отходами потребления (отходы, образующиеся у населения) производителей (поставщиков) отдельных товаров и тары.

   При толковании смысла Указа N 313 необходимо помнить о значении специальных понятий и терминов, установленных в ст. 1 Закона "Об обращении с отходами", применяемых в Указе N 313. В частности:

  • отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства;
  • отходы потребления - отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов;
  • отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых;
  • вторичные материальные ресурсы - отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов;
  • использование отходов - применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг;
  • обезвреживание отходов - деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в том числе приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием.

Особенно необходимо обратить внимание на различие терминов "отходы потребления" и "отходы производства".

 

Обязанные субъекты согласно Указу N 313

 

   Главными субъектами, на которых распространяются требования Указа N 313, являются "юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1 к Указу N 313 (далее - приложение 1), а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона" (далее - производители и поставщики, обязанные субъекты). Итак, субъект является обязанным лицом согласно Указу N 313, если он осуществляет:

производство товаров, названных в приложении 1;

ввоз товаров, названных в приложении 1;

ввоз потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона (далее - тара).

  Обязанности этих субъектов рассматриваются далее. А вначале подвергнем анализу перечень товаров, производство и ввоз которых влечет специальные обязанности для субъектов.

  По тексту Указа N 313 нужно отличать следующее:

  • словосочетание "товар, названный в приложении 1" и "потребительские товары";
  • тару пластмассовую, стеклянную, на основе бумаги и картона, как "товар, названный в приложении 1" и тару пластмассовую, стеклянную, на основе бумаги и картона, которая использована при упаковке "потребительских товаров".

  При анализе приложения 1 нужно учесть, что именно код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) является определяющим для отнесения товара к этому перечню.

  Например, в приложении 1 к Указу № 313 специальными товарами являются масла смазочные, масла прочие и указаны их коды ТН ВЭД ТС – 2710 19 820 0 – 2710 19 880 0, 2710 19 980 0. Фактически, регулируемыми Указом № 313 товарами являются:

2710 19 820 0

моторные масла, компрессорное, турбинное смазочное масло

2710 19 840 0

жидкости для гидравлических целей

2710 19 860 0

светлые масла, вазелиновое масло

2710 19 880 0

масло для шестерен и масло для редукторов

2710 19 980 0

прочие смазочные масла и прочие масла

  Таким образом, смазочные масла для специфических процессов переработки (код 2710 19 710 0), составы для обработки металлов, масла для смазывания форм и антикоррозийные масла (код 2710 19 920 0), электрические изоляционные масла (код 2710 19 940 0) не подпадают под действие Указа № 313.

  В перечень товаров согласно приложению 1 включены, во-первых, различные изделия длительного использования: холодильники, морозильники, офисная оргтехника, телефоны и т.д. Эти изделия содержат в себе пластмассы, тяжелые металлы, опасные жидкости, поэтому, когда они становятся отходами, они являются опасными для окружающей среды. На данную группу товаров расширенная ответственность производителя возлагается в Беларуси впервые.

   В практике ЕС производители этих товаров несут ответственность согласно Директиве ЕС 2002/96 об отходах электрического и электронного оборудования. К слову, страны ЕС посредством производителей такого оборудования должны обеспечить сбор не менее 4 кг электронных и электрических отходов на одного жителя страны.

  Первичные элементы и первичные батареи (код ТН ВЭД ТС 8506), лампы газоразрядные, лампы ультрафиолетового или инфракрасного излучения, дуговые лампы (коды ТН ВЭД ТС 8539 31 - 8539 49 000 0), термометры медицинские или ветеринарные (9025 11 200) включены в перечень, названный в приложении 1. Они также никогда не были предметом ответственности их производителей по законодательству Республики Беларусь.

   Опасность для окружающей среды батареек известна: содержание в них тяжелых металлов. Лампы газоразрядные, ультрафиолетовые, термометры опасны для окружающей среды из-за содержания в них ртути. Кроме того, нахождение этих предметов в составе смеси отходов (при отсутствии системы раздельного сбора отходов потребления) приводит к загрязнению всей смеси отходов, что препятствует их эффективной переработке.

   В Республике Беларусь имеются мощности по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп. Первое предприятие заработало еще в 1991 году. Однако за этот период доля отработанных ртутьсодержащих ламп, собранных от населения и направленных на обезвреживание, практически равна нулю. Основная причина - за сбор и обезвреживание отработанных ртутных ламп нужно населению платить. Включение ламп в группу товаров согласно приложению 1 должно решить проблему финансирования сбора и обезвреживания этих отходов.

   Мощностей по обезвреживанию, использованию батареек в Республике Беларусь нет. Система, создаваемая согласно Указу N 313, позволит создать такие мощности или создать мощности по безопасному их длительному хранению с целью исключения этих отходов из захоронения на полигонах в составе отходов потребления.

   В практике ЕС производители этих изделий несут ответственность согласно Директиве ЕС 2002/96 об отходах электрического и электронного оборудования, Директиве ЕС 2006/66 по батарейкам и аккумуляторам и их отходам. Термометры ртутные во многих странах ЕС запрещены к продаже или использованию. Как отходы они постепенно "извлекаются" у населения.

   Автошины (новые и восстановленные) и покрышки также включены в приложение 1, но не все, а только для легковых автомобилей (коды ТН ВЭД ТС 4011 10 000, 4012 11 000 0). Таким образом, производители и импортеры шин для грузовых автомобилей не являются ответственными лицами согласно Указу N 313.

   Стоит отметить, что с 1 января 2009 г. производители и импортеры всех типоразмеров шин должны были обеспечить сбор и переработку резиносодержащих отходов, образующихся у населения. Это требование установлено Постановлением N 1789, Инструкцией N 5, принятыми в развитие статьи 20 Закона "Об обращении с отходами". После принятия этих актов у производителей и импортеров шин для грузовых автомобилей возник вопрос о целесообразности данного требования, так как потребителями шин были в основном субъекты хозяйствования, которые и так по закону обязаны самостоятельно решать проблему передачи отходов на использование. С учетом этого требование согласно Указу N 313 в части типоразмеров шин уже, чем согласно Постановлению N 1789.

   Постановление N 1789 признано утратившим силу согласно Постановлению № 708, Инструкция N 5 также будет признана утратившим силу.

   Масла смазочные (коды 2710 19 820 0 - 2710 19 880 0, 2710 19 980 0) - еще одна новая группа товаров по перечню согласно приложению 1. Наличие значительного парка автомашин у населения страны требует специальных мер по раздельному сбору отработанных масел и передаче их на использование. Вредное воздействие отработанных масел на окружающую среду не требует объяснения. Достаточно вспомнить последствия для окружающей среды, возникшие вследствие разливов нефти из-за утечек ее с танкеров или установок для добычи нефти.

   В Республике Беларусь есть мощности по использованию отработанных шин, масел. Перечень всех объектов по использованию отходов является открытым и представлен на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

   Шины, масла смазочные являются предметом расширенной ответственности производителей в странах ЕС, такая ответственность установлена различными директивами.

   В перечень товаров, указанных в приложении 1, включена тара из пластмассы, стекла, картона и бумаги, а также посуда столовая и кухонная из пластмасс (далее - посуда). Тара из указанных веществ после потребления рассматривается как ресурс. Поэтому отходы тары подлежат раздельному сбору и передаче на использование.

   Термин "тара" должен применяться согласно ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения". Поэтому, следует отличать упаковку, в состав которой входит тара, от упаковки без тары. Стретч-пленка, термоусадочная пленка, используемая при упаковке различных товаров для формирования партий товаров, не является тарой, поэтому она не рассматривается в качестве предмета платы.

   Как самостоятельные изделия тара и посуда были предметом расширенной ответственности производителя согласно Постановлению N 536, Постановлению N 261 и Постановлению N 269. Затем производители и импортеры этой тары и посуды были обязаны уплачивать экологический налог. С 1 января 2011 г. объект экологического налога - производство (импорт) тары пластмассовой, стеклянной, на основе бумаги, картона и иных товаров исключен из налогового законодательства. Теперь согласно Указу N 313 с 1 августа 2012 г. производители (импортеры) этих изделий снова будут обязанными лицами, но в рамках новой системы.

   Кроме того что тара из пластмассы, стекла, картона и бумаги является самостоятельным "товаром, названным в приложении 1", предметом специального регулирования является также тара из пластмассы, стекла, картона и бумаги, которая использована для упаковки ввозимых в Беларусь потребительских товаров. То есть обязанным лицом согласно Указу N 313 будет субъект, который ввозит потребительский товар в такой таре.

   В Указе N 313 употреблено слово "тара" без связи с каким-либо условием, поэтому при ввозе потребительских товаров, упакованных в тару, нужно иметь в виду любые виды тары (бутылки, банки, мешки и т.п.).

   Указ N 313 не дает разъяснения понятию "потребительский товар", однозначного определения этому понятию нет в белорусском законодательстве. Отнесение товаров к группе потребительских, по-видимому, должно производиться исходя из их назначения (личное, семейное пользование и т.п.).

   Важно обратить внимание на следующее. Многие из товаров, названных в приложении 1, например бытовая техника, мобильные телефоны и др., являются потребительскими товарами. Поэтому при ввозе этих товаров для поставщиков возникает обязанность в отношении тары из пластмассы, картона, бумаги, стекла, в которую они упакованы. В итоге они будут нести обязанность за сам товар и за тару, в которую упакован товар.

   Получается, что включение или невключение товара к категории "потребительский товар" налагает или исключает обязанность согласно Указу N 313 для поставщика в отношении тары. Поэтому при необходимости субъекты (поставщики) должны обращаться за разъяснениями. А согласно п. 5 Указа N 313 право разъяснять вопросы применения данного Указа предоставлено Совету Министров Республики Беларусь.

   Указ N 313 разъясняет понятия "ввоз товаров", "ввоз потребительских товаров" как действия, связанные с пересечением товарами Государственной границы Республики Беларусь, в результате чего товары прибыли для постоянного размещения на территорию Республики Беларусь любым способом. Поэтому ввоз товаров из Российской Федерации, Казахстана - участников Таможенного союза - будет являться основанием для возникновения обязанности согласно Указу N 313.

 

   Примеры обязанных лиц:

  • а) организация, ввозящая из Польши стеклянную бутылку (ввоз товара, названного в приложении 1);
  • б) организация, которая в Республике Беларусь производит стеклянную банку и далее реализует ее предприятиям на территории Беларуси (производство товара, названного в приложении 1);
  • в) организация, которая ввозит на территорию Республики Беларусь масло растительное, упакованное в стеклянную бутылку (ввоз потребительского товара, упакованного в тару);
  • г) организация, которая производит средство для чистки посуды, которое упаковывает в тару из ПЭТФ, производимую в организации (производство товара, названного в приложении 1);
  • д) организация, которая ввозит из Германии мобильные телефоны для реализации их на территории Беларуси (ввоз товара, названного в приложении 1);
  • е) организация, которая ввозит из Германии мобильные телефоны, упакованные в полиэтиленовые мешки и картонные коробки (ввоз потребительских товаров, упакованных в тару).

   Не является обязанным лицом организация, которая приобрела на территории Республики Беларусь стеклянную бутылку и использовала ее для упаковки своих товаров.

   В подпункте 1.3 Указа N 313 установлены три случая, когда производители и поставщики не должны выполнять обязанности согласно Указу N 313.

   Во-первых, в абзаце втором подпункта 1.3 Указа N 313 представлены "льготные" товары, пластмассовая тара, стеклянная тара, тара на основе бумаги и картона которых не является предметом выполнения обязанности производителей и поставщиков этих товаров. К "льготным" товарам относятся хлебобулочные изделия, детское питание, медицинские изделия и др. То есть если организация произвела на территории Беларуси детское питание и далее упаковала его в полистирольные банки, произведенные ею же, то она освобождается от обязанности по сбору полистирольных банок. Детское питание - это "льготируемый" товар.

   Указанный перечень идентичен перечню "льготных" товаров согласно абзацу 18 п. 2 ст. 205 ОЧНК, когда тара была предметом уплаты экологического налога, за исключением одного. В новый "льготный" перечень добавлена новая группа товаров "крупы и крупяные изделия". Получается, что пакет из полиэтилена, использованный для упаковки риса, не является для поставщика риса предметом обязанности согласно Указу N 313. Ранее поставщик был обязан уплатить экологический налог.

  Во-вторых, согласно абзацу третьему подпункта 1.3 Указа N 313 если товар, названный в приложении 1, произведен в Беларуси и далее вывезен за ее пределы, то производитель таких товаров освобождается от выполнения обязанностей согласно Указу N 313. Так, например, белорусские производители моторных масел, которые реализовали свой продукт за пределы нашей страны, освобождаются от обязанностей согласно Указу N 313.

  Аналогичная "льгота" также была установлена для производителей и импортеров товаров при уплате экологического налога за производство и импорт тары.

   Сравнение текста, которым устанавливается льгота, указывает на следующее. В тексте ОЧНК было одно требование, которое отсутствует в Указе N 313. Указ N 313 не устанавливает порядок учета "льготных" товаров, требования к документам, подтверждающим "льготу". А в ОЧНК было установлено требование плательщикам вести раздельный учет "льготируемого" товара. Видится, по мнению автора, что, хотя в Указе N 313 нет подобного требования, фактически производителю и поставщику для льготирования нужно иметь раздельный учет товаров, подтвержденный соответствующими бухгалтерскими и иными документами.

   В-третьих, согласно абзацу четвертому подпункта 1.3 Указа N 313 если при производстве масел, пластмассовой, стеклянной, бумажной, картонной тары были использованы не менее 30% отходов масел, тары соответственно, то такой производитель и поставщик освобождаются от обязанности согласно Указу N 313. Видно, что льгота касается только закрытого перечня изделий.

   Также отметим, что в Указе N 313 указаны "отходы масел", "отходы пластмассовой тары" без указания на источники происхождения этих отходов (например, отходы производства или отходы потребления). Хотя Указ N 313 не устанавливает требования к документам, подтверждающим право на льготу по этому условию, организации должны сами позаботиться о документарном учете отходов, использованных в качестве сырья.

   С учетом результатов проверок применения плательщиками экологического налога за производство и импорт товаров и тары льгот по этому налогу нужно отметить следующее.

   Производители и поставщики, которые планируют льготироваться по основаниям, указанным в подпункте 1.3 Указа N 313, должны понимать, что, если в ходе проверки будут установлены факты неправомерного освобождения от установленной Указом N 313 обязанности, они будут признаны обязанными лицами. А так как период выполнения обязанности для них будет просрочен, то к ним вправе применить санкции, предусмотренные Указом N 313.

   Также отметим, что используемая в организации (индивидуальным предпринимателем) система налогообложения, формы источников финансирования деятельности организаций не определяют "льготников" по Указу N 313. Указ N 313, в отличие от ОЧНК, не дает освобождения от обязанностей для лиц, применяющих УСН, бюджетных организаций и др. Поэтому если ранее организации (индивидуальные предприниматели), применяющие УСН, не уплачивали экологический налог за производство и импорт товаров (тары), то согласно Указу N 313 они теперь являются обязанными лицами, если осуществляют действия, установленные в абзаце первом подпункта 1.2 Указа N 313.

 

Сущность обязанности, установленной Указом N 313

 

   Согласно части первой подпункта 1.2 Указа N 313 производители и поставщики обязаны "обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (далее - отходы товаров и тары)". Эта обязанность должна выполняться с учетом специальных правил, установленных Указом N 313.

   Рассматриваемая обязанность не является новой для законодательства. Впервые подобное требование для производителя (поставщика) товаров "собирать и перерабатывать отходы тары" было установлено Постановлением N 261 и Постановлением N 269. Когда производство (импорт) тары стало объектом экологического налога, то самостоятельный (плательщиками) сбор и переработка отходов тары были условием освобождения от уплаты экологического налога. Иными словами, у производителя (поставщика) тары, товаров была альтернатива или обеспечить сбор и переработку отходов, или заплатить, чтобы не осуществлять данные действия.

   Однако порядок выполнения обязанности согласно Указу N 313 существенно отличается от установленного ранее порядка.

   Итак, производители и поставщики товаров, названных в приложении 1, обязаны обеспечить сбор, обезвреживание или использование отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств этих товаров, поставщики потребительских товаров, упакованных в тару, обязаны обеспечить сбор, обезвреживание или использование отходов тары пластмассовой, стеклянной, бумажной, картонной двумя путями: самостоятельно или путем внесения платы специальной организации.

   Причем согласно Указу N 313 сбору подлежат отходы товаров и тары только из отходов потребления, то есть отходов, образующихся у населения. Поэтому не будет зачитываться сбор, например, отходов оргтехники, отходов картонной упаковки и т.п., которые образовались у субъектов хозяйствования, то есть классифицируемых как отходы производства.

 

Порядок самостоятельного сбора, использования, обезвреживания отходов потребления

 

   Согласно абзацу второму подпункта 1.2 Указа N 313 обязанные лица могут создать собственную систему сбора отходов потребления и их использования, обезвреживания. Такой системой будет признаваться, во-первых, наличие на любом праве (собственности, аренды и т.д.):

  • сети стационарных, передвижных приемных заготовительных пунктов для заготовки отходов от населения;
  • сети специальных контейнеров для сбора и удаления отходов потребления;
  • производственной линии (цеха, заводы) для промышленной сортировки на виды отходов потребления.

   Главное отличие этого требования от требований, действовавших ранее (Постановление N 261, ОЧНК), состоит в том, что обязанные лица не могут пользоваться услугами по сбору отходов потребления от третьих лиц (например, организаций ЖКХ, частных компаний, оказывающих услуги по удалению отходов потребления). Поэтому отходы потребления, собранные по таким договорам, не будут зачтены в выполнение обязанности, установленной Указом N 313.

   Указом N 313 сделано уточнение, что к зачету будут приниматься собранные отходы товаров и тары любых производителей, а не тех, которые фактически производит (поставляет) обязанное лицо. То есть если обязанность по сбору возникла для организации, ввозящей холодильники импортного производителя, то к зачету будут приняты отходы холодильников любых марок, собранных на территории Беларуси от населения.

   Во-вторых, недостаточно только собрать отходы потребления: собранные отходы потребления должны быть использованы или обезврежены (что подлежит использованию, а что подлежит обезвреживанию, зависит от самих отходов товаров и тары). Указом N 313 предусмотрено, что использование или обезвреживание может производиться или самостоятельно обязанным лицом, или с привлечением третьих лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и (или) использованию собранных отходов товаров и тары. Получается, что в отличие от аспекта "сбор отходов", где должна быть только своя система, в аспекте "использование, обезвреживание отходов" обязанному лицу Указом N 313 предоставлена альтернатива.

   Стоит обратить внимание, что ранее в ОЧНК употреблялся термин "переработка" отходов пластмасс. Теперь применяется термин "использование" отходов. Нужно понимать, что не всякая переработка отходов будет свидетельствовать об их использовании в понимании смысла этого термина, установленного в ст. 1 Закона "Об обращении с отходами".

   Напомним, что обезвреживание отходов, использование отходов 1-го - 3-го классов опасности является деятельностью, лицензируемой Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (см. Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности"). А объекты по использованию и обезвреживанию отходов, введенные в эксплуатацию, согласно требованиям Закона "Об обращении с отходами" подлежат обязательной регистрации в соответствующих реестрах.

   Помимо того что должна быть создана система сбора и использования, обезвреживания отходов товаров и тары, посредством этой системы необходимо обязанному лицу фактически собрать и использовать, обезвредить в количестве не менее установленного в Указе N 313 порога. Это:

   30 процентов отходов от общей массы посуды столовой и кухонной из пластмасс, шин и камер резиновых, масел, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, выпущенных в обращение в Республику Беларусь, и

   10 процентов отходов от общего количества, выпущенных в обращение в Республику Беларусь, остальных товаров, названных в приложении 1.

   Как и ранее, акцент делается на конечном этапе: использование или обезвреживание. Поэтому в итоге использованию, обезвреживанию должно подлежать не менее установленного процента. Например, обеспечили сбор 40% отходов пластмасс, а фактически направили на использование только 25%. В этом случае требование Указа N 313 не выполнено.

  Требование об обязательном количественном сборе отходов всегда присутствовало в законодательстве: в Постановлении N 261, ОЧНК, Инструкции N 5. Однако количественные значения этого требования были различны.

   Видно, что в Указе N 313 для отходов тары и посуды из пластмасс порог минимального обязательного сбора отходов и их использования выше (30%), чем этот порог был установлен в части пятой п. 6 ст. 208 ОЧНК (20%). Для отходов шин он остался прежним: согласно Инструкции N 5 - 30%. По новым товарам (бытовая техника, лампы и др.) порог сбора отходов введен равным 10%.

   Для расчета порога сбора отходов необходимо обязанному лицу правильно рассчитать количество товаров (тары), выпущенных в обращение на территорию Беларуси. Порядок расчета установлен в требованиях Указа N 313, касающихся внесения платы (подпункт 1.5 Указа N 313), рассматриваемых далее.

   Как и ранее, установлено, что затраты обязанных лиц на организацию и функционирование собственной системы сбора отходов потребления включаются в затраты этих лиц, учитываемых при их налогообложении (подпункт 1.8 Указа N 313). Только сделана существенная оговорка: кроме затрат на приобретение и создание амортизируемого имущества. Например, если будут приобретены специальный автомобиль для перевозки отходов или оборудование для прессования отходов (амортизируемое имущество), то стоимость этого автомобиля или оборудования не включается в затраты, учитываемые при их налогообложении.

 

Плата за сбор отходов потребления

 

   В качестве альтернативы самостоятельному сбору отходов товаров и тары обязанные лица должны перечислить плату на счет специальной организации, названной в Указе N 313 "оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами" (далее - оператор). После внесения платы производители и поставщики полностью освобождаются от своих обязанностей по сбору и обезвреживанию, использованию отходов товаров и тары (подпункт 1.4 Указа N 313).

   Плата как альтернатива самостоятельному сбору отходов обязанным лицом была впервые установлена Постановлением N 536, далее - Постановлением N 261, Постановлением N 269 и затем трансформировалась в объект экологического налога. Отличия были в плательщиках платы, в фондах, куда поступала плата, ответственности за невнесение платы и др.

   Указ N 313 устанавливает на территории Беларуси специальную плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее - плата), которая не является налогом (сбором), пошлиной. Установленная плата - это инструмент отношений между оператором и обязанными лицами. По сути плата - эквивалент затратам на самостоятельный сбор и использование, обезвреживание 1 тонны отходов товара или тары.

  Хотя плата не является налогом, но аналогия с налогом очевидна. Ведь согласно Указу N 313 установлены плательщик платы, объект платы, размер платы, порядок расчета платы, отчетный период, получатель платы и ответственность за невнесение платы.

  Плательщиком платы является обязанное лицо, которое определило, что не будет выполнять обязанность по сбору и использованию, обезвреживанию отходов товаров и тары. Условием внесения платы является заключение договора с оператором. Видно, что плательщик платы - это ранее плательщик экологического налога за производство и импорт тары и товаров.

  Размер платы для каждой категории товаров, названной в приложении 1, и тары установлен Постановлением № 708.

  Размер платы установлен:

  • для тары - в виде фиксированной цены от массы, условного объема или площади тары;
  • для товаров - в виде процента от стоимости товара (без учета НДС).
  • Согласно приложению 1 к Постановлению № 708 размер платы составляет:
  • для пластмассовой тары, посуды столовой и кухонной из пластмасс – 500 000 руб. за тонну;
  • тары из бумаги, картона – 70 000 руб. за тонну или 20 000 руб. за тысячу кв. метров;
  • тары из стекла – 250 000 руб. за тонну или 200 руб. за условный литр;
  • для масел смазочных равен 3% от их стоимости (без учета НДС), шин, покрышек, элементов питания, термометров, ламп – 1,5%, остальных товаров (бытовая техника, мобильные телефоны и др.) – 0,3% от их стоимости (без учета НДС).

  Поскольку иное не установлено в Постановлении № 708, для расчета платы за ввоз тары, использованной для упаковки потребительских товаров, нужно брать ставки из приложения 1 к Постановлению № 708 по позиции для соответствующей тары.

  В Постановлении № 708 не предусмотрен размер платы, выраженный в процентах от стоимости ввезенного потребительского товара. По таким объектам, как ввоз или производство тары картонной, бумажной, стеклянной, плательщик вправе самостоятельно выбирать размер платы исходя из того, какие у него есть данные по количеству ввезенной (произведенной) тары – в тоннах или тыс. кв. метров (условных литрах). Поставщикам потребительских товаров целесообразно включить в договора на поставку положения, согласно которым они будут получать сведения о массе тары, использованной для упаковки этих товаров.

  Размер платы зависит от количества товаров и тары, определяемых согласно требованиям Указа N 313. Плата рассчитывается исходя из количества:

  • произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь товаров, названных в приложении 1;
  • ввезенных на территорию Республики Беларусь товаров, названных в приложении 1;
  • ввезенной на территорию Республики Беларусь тары в качестве упаковки потребительских товаров.

  При этом:

  • дата реализации произведенных в Беларуси товаров - это дата их отгрузки согласно оформленным документам;
  • если производитель в Беларуси потребительских товаров (например, жидкое мыло) сам производит тару пластмассовую, стеклянную, бумажную или картонную, то количество этой тары рассчитывается по документам на отгрузку потребительских товаров, упакованных в эту тару;
  • дата ввоза в Беларусь товаров, названных в приложении 1, и ввоза в Беларусь потребительских товаров, упакованных в тару, - это дата таможенного декларирования в соответствующей таможенной процедуре (выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада и др. согласно абзацу четвертому части четвертой подпункта 1.5 Указа N 313) или дата принятия на учет этих товаров организацией, если не требуется таможенное декларирование.

  При расчете платы необходимо учесть следующее. Для тех производителей и поставщиков, которые будут самостоятельно обеспечивать сбор отходов потребления, согласно части второй подпункта 1.4.2 Указа N 313 количество товаров (тары) для расчета платы уменьшается на количество собранных отходов потребления.

  Такой своеобразной льготы не было. Согласно действовавшему ранее налоговому законодательству неправомерное освобождение от уплаты экологического налога (например, не обеспечил сбор отходов тары в нужном количестве) влекло обязанность для плательщика внести налог за весь объем тары (товаров), облагаемый налогом.

   Плата рассчитывается ежеквартально и перечисляется оператору не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  Получатель платы - оператор. Между ним и обязанным лицом заключается договор. Форма договора установлена Постановлением № 708. Именно наличие договора с оператором придает обязанному лицу статус «плательщик платы».

   Форма договора является типовой. Изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных формой договора. Формой договора предусмотрена ответственность заказчика (плательщик платы) за несвоевременное внесение платы. Согласно подпункту 3.1.4 пункта 3 заказчиками уплачивается оператору пеня в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.

  Ежеквартально обязанные лица, которые вносят плату, представляют оператору информацию о размере платы по форме согласно приложению 3 к Указу N 313.

   Плата, уплаченная обязанными лицами, включается ими в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав и учитывается ими при налогообложении.

  Плата от обязанных лиц, поступившая на счет оператора, не облагается налогами (сборами), пошлинами.

  Плата, поступившая от обязанных лиц на счета оператора, будет образовывать своеобразный фонд. Этот фонд не является бюджетным. Направления расходования этих средств установлены в подпункте 1.6 Указа N 313. Среди них:

  • компенсация субъектам расходов по сбору отходов потребления при условии их использования, обезвреживания на территории Беларуси;
  • строительство заводов (производств) по сортировке, использованию коммунальных отходов.

  Советом Министров Республики Беларусь определяются направления и размеры расходования средств, поступивших на счет оператора.

  Все направления расходования средств фонда являются природоохранными. Главным направлением является компенсация расходов по сбору отходов. Согласно Указу N 313 компенсацию вправе получить любое лицо, которое выполнит следующие условия:

  • обеспечит сбор отходов товаров и тары, являющихся отходами потребления;
  • направит собранные отходы на их использование, обезвреживание на территории Беларуси.

   Субъекты, вывозящие собранные отходы за пределы Республики Беларусь, не вправе получать компенсацию из фонда.

  Указ N 313 не устанавливает требования к документам для получения компенсации. Это будет сделано Правительством Республики Беларусь при определении порядка расходования средств, поступивших на счет оператора от обязанных лиц.

   Компенсация субъектам из фонда расходов на сбор отходов не является новым механизмом. Подобный механизм был закреплен еще в Указе N 437, которым устанавливался государственный целевой бюджетный фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья. Если ранее распорядителем фонда являлось Министерство торговли Республики Беларусь, а направления и размеры использования средств фонда на очередной финансовый год устанавливались Президентом Республики Беларусь, то сейчас фондом распоряжается оператор, а направления его расходования определяются Советом Министров Республики Беларусь.

  Ответственность за невнесение платы будет представлять собой общую ответственность производителя и поставщика за невыполнение обязанности, установленной Указом N 313 (рассматривается далее). Ведь внесение платы - это альтернатива самостоятельному сбору отходов.

   С учетом многих аспектов, связанных с деятельностью по сбору отходов потребления, их использованию, обезвреживанию, получается, что обязанным лицам проще всего правильно рассчитать плату и перечислить ее на счет оператора.

 

Иные обязанности производителей и поставщиков товаров и тары

 

   Кроме обязанности по сбору, использованию, обезвреживанию отходов товаров и тары, обязанные лица также должны регистрироваться в специальном реестре производителей и поставщиков товаров. Для этого им необходимо подать оператору уведомление (в произвольной форме с указанием вида деятельности, в отношении которой возникает обязанность согласно Указу N 313) с приложением к нему копии документа о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

   Кроме этого, два раза в год обязанные лица информируют оператора о выполнении обязанности, которая им установлена Указом N 313. Делать это необходимо по специальной форме согласно приложению 2 к Указу N 313.

 

Полномочия оператора

  Специальным субъектом с особым статусом и полномочиями является оператор в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами. Указ N 313 обязывает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь создать специальную некоммерческую государственную организацию, которая будет осуществлять координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.

  Определение специальной организации для координации работ по обращению со вторичными материальными ресурсами не является новым в законодательстве. Ранее такую функцию выполняло ГО "Белресурсы". Новацией является то, что согласно Указу N 313 будет создано новое юридическое лицо с одной-единственной целью - проведение координирующих действий. Такое лицо не будет самостоятельно осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию отходов (некоммерческая организация), а лишь будет посредником между обязанными лицами и организациями, специализирующимися на сборе, использовании, обезвреживании отходов.

   Аналогичный подход принят в ЕС для выполнения требований директив в части расширенной ответственности производителя. Только одно отличие: создаваемые операторы являются негосударственными организациями. Их, как правило, создают сами обязанные лица - производители, поставщики товаров. Например, в Швеции компания "Р" создана ассоциацией пивоваренных заводов и розничных торговцев. Именно она обеспечивает сбор и переработку отходов тары в рамках залоговой системы, установленной в Швеции на тару, применяемую для упаковки напитков.

       Указом N 313 оператору даны следующие полномочия:

  1. 1) заключение договоров с обязанными лицами на сбор, обезвреживание, использование отходов потребления;
  2. 2) ведение реестра обязанных лиц;
  3. 3) учет платы, поступающей от обязанных лиц;
  4. 4) аккумулирование денежных средств, поступающих от обязанных лиц, и целевое их расходование;
  5. 5) расходование средств фонда на цели, определенные в Указе N 313;
  6. 6) возврат (зачет) средств обязанным лицам, если эти лица излишне уплатили плату;
  7. 7) сбор и анализ отчетов производителей и поставщиков товаров о выполнении ими обязанности, установленной Указом N 313;
  8. 8) информационная и иная работа в сфере обращения с отходами товаров и тары.

   Работа оператора финансируется за счет средств, поступающих от обязанных лиц. Смета расходов утверждается Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

 

Ответственность за невыполнение обязанности

 

  Любая обязанность будет выполняться, если установлена ответственность. Указом N 313 установлены состав административного правонарушения, субъекты ответственности и размер административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, срок исковой давности.

Субъектами административной ответственности согласно Указу N 313 являются:

  • производители и поставщики;
  • руководитель оператора, руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель, которые получили средства от оператора.

  Указом N 313 установлено, что за невыполнение обязанности по сбору, обезвреживанию, использованию отходов товаров и тары юридические лица и индивидуальные предприниматели (обязанные лица) могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Размер штрафа равен двукратной плате, которая должна была быть перечислена оператору обязанным лицом. Например, организация ввозит на территорию страны потребительские товары, упакованные в пластмассовую тару. За полугодие размер платы за фактически поставленную пластмассовую тару составил, например, 5 млн.руб. Организация не обеспечила сбор отходов пластмассовой тары от населения. Следовательно, штраф будет равен 10 млн.руб.

  Привлечение субъектов к указанной ответственности будет производиться по правилам административного процесса. Согласно ч. 4 ст. 7.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание. В Указе N 313 ничего не сказано об освобождении субъектов от выполнения обязанности при привлечении их к административной ответственности. Соответственно производители и поставщики, привлеченные к административной ответственности, все равно должны будут выполнить установленную Указом N 313 обязанность.

  Ответственность руководителей и иных должностных лиц производителей и поставщиков Указом N 313 не предусмотрена.

  Согласно Указу N 313 за неправильное расходование средств фонда, сформированного за счет платы от производителей и поставщиков, руководитель оператора привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин. Аналогичный штраф может быть наложен на руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя при незаконном, нецелевом использовании средств, полученных от оператора.

  Кроме того, субъект, который получил незаконно средства от оператора или осуществил нецелевое их расходование, обязан возвратить эту сумму средств на счет оператора с начислением процентов в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, установленной на дату возврата (часть первая подпункта 1.16 Указа N 313).

   Важно, что согласно положениям Указа N 313 производитель и поставщик не несут никакой ответственности за неправильное использование оператором или иными лицами средств из фонда, сформированного за счет платы от производителей и поставщиков.

 

  Обязанности органов государственного управления

 

   В соответствии с Указом N 313 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь становится органом государственного управления, который осуществляет координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (подпункт 1.1 Указа N 313). Соответственно ГО "Белресурсы" данную функцию уже не выполняет (подпункт 2.1 Указа N 313). Координирующая функция Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь будет осуществляться в соответствии с Положением о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами, которое утверждает Совет Министров Республики Беларусь.

  Согласно Указу N 313 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь обладает следующими правами:

создать специальную некоммерческую государственную организацию (оператора);

контролировать деятельность оператора (проверки должны производиться ежегодно);

утверждать смету расходов оператора;

утверждать форму реестра производителей и поставщиков товаров;

информировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о нарушениях обязанными лицами требований Указа N 313.

   Контроль за выполнением требований Указа N 313 возложен на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Комитет государственного контроля Республики Беларусь и их территориальные органы. Этим органам дано право составлять протоколы об административных правонарушениях за невыполнение обязанными лицами требований Указа N 313, а также рассматривать дела об административных правонарушениях по составам, определенным в Указе N 313.