Продавец ИП Амельченя Евгений Иванович развивает свой бизнес на Deal.by 12 лет.
Знак PRO означает, что продавец пользуется одним из платных пакетов услуг Deal.by с расширенными функциональными возможностями.
Сравнить возможности действующих пакетов
Начать продавать на Deal.by
Корзина
40 отзывов
Разработка и согласование документации в области обращения с отходами, выбросов загрязняющих веществ
+375 (29) 587-22-22
+375 (44) 587-22-22

Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух. Акт инвентаризации выбросов

Инвентаризация выбросов  в атмосферный воздух. Акт инвентаризации выбросов

Инвентаризация выбросов предприятий в атмосферный воздух

 

В одной статье трудно передать все нюансы процесса инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, но изложенное, надеюсь, позволят представить весь процесс.

Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица (природопользователи) осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в числе прочего обязаны:

  • вести учет в области охраны атмосферного воздуха;
  • проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – инвентаризация выбросов).

Данные обязанности заключаются в подготовке акта инвентаризации выбросов, в соответствии с постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23 июня 2009 г. № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

В указанном постановлении приводятся как инструктивные требования, так и формы заполняемых таблиц и картосхем.

 

 

Если Вам необходимо провести инвентаризацию выбросов, оставьте заявку в форме ниже для расчета стоимости.

 

 

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится:

  для новых, модернизируемых, реконструируемых стационарных источников выбросов в срок не позднее чем через два года с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования;

  для действующих стационарных источников выбросов один раз в:

5 года для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных к 1-й, 2-й или 3-ей категории;

10 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных к 4-ой и 5-ой категории.

Подготовительные работы перед проведением инвентаризации выбросов

- проведение наладки систем вентиляции и газоочистных установок с оформлением их паспортов;

- оборудование мест отбора проб в соответствии с требованиями экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь от18июля 2017 г. No 5-Т;

- подготовка информации о методах эксплуатации и управления технологическими процессами, применяемых технологиях с указанием основного технологического оборудования, содержащую диаграммы технологического процесса и чертежи основных единиц оборудования (при необходимости), химические реакции, происходящие в технологическом процессе (если таковые имеют место), порядок пуска и вывода из эксплуатации технологического оборудования, другую сопроводительную документацию, необходимую для объяснения всех аспектов деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- обладать информацией о значении фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических характеристиках и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ ватмосферном воздухе в районе расположения природопользователя;

- подготовка данных о годовом производстве продукции, материалов;

- подготовка данных о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые использовались за предшествующий трехлетний период по состоянию на 1 января года, в котором проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

 

Прежде чем заказывать работы по инвентаризации выбросов каждому руководителю предприятия или организации надо выяснить с исполнителем работ один важный вопрос: следует ли проводить инвентаризацию расчетными методами или привлекать для этого специально аккредитованные лаборатории по проведению инструментальных замеров. От этого зависит стоимость работ по инвентаризации выбросов – расчетным методом, естественно, дешевле.

 

На этот вопрос ответят, прежде всего, специалисты по учету выбросов, но и сам предприниматель может знать, что более дешевым расчетным методом определяются выбросы по утвержденным в Республике Беларусь методикам. Что же это за методики?

 

Методики утверждаются техническими нормативными правовыми актами (технические кодексы установившейся практики – ТКП), а иногда и специальными постановлениями Минприроды. В частности постановление Минприроды от 28 мая 2002 г. № 11 «Об утверждении руководящего документа по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» содержит методику расчета выбросов от использования лакокрасочных материалов.

 

По состоянию на начало 2021 года, кроме упомянутой, есть методики по расчетам выбросов от:

  • сжигания топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт;
  • того же в котлах теплопроизводительностью более 25 МВт;
  • сварки, резки, механической обработки металлов;
  • производства металлопокрытий гальваническим способом;
  • механических транспортных средств в населенных пунктах;
  • производства и переработки изделий из пластмасс;
  • солеотвалов при производстве калийных удобрений;
  • объектов магистральных трубопроводов;
  • объектов газораспределительных систем;
  • животноводческих комплексов, звероферм и птицефабрик;
  • предприятий железнодорожного транспорта;
  • объектов выброса стойких органических загрязнителей;
  • объектов выброса тяжелых металлов;
  • объектов нефтедобычи и газопереработки;
  • объектов предприятий нефтехимической отрасли;
  • предприятий по производству цемента и извести.

В дополнение к указанным постановлениям и ТКП выпускаются инструктивные письма, имеющие юридическую силу, упрощающие или конкретизирующие расчеты. Так, для отопительного оборудования мощностью до 100 кВт, при отсутствии на них ГОСТ, СТБ, ТУ (бытовые отопительные печи, "буржуйки", иные нестандартные отопительные устройства), допускается производить расчеты максимальных и валовых выбросов загрязняющих веществ в соответствии с Приложением «А» к инструктивному письму Минприроды областным комитетам природных ресурсов и охраны окружающей среды от 23.11.2006 № 12-03/3652, где даны упрощающие таблицы для разных видов топлива.

 

Конечно, не все процессы по указанным выше объектам и технологиям отражены в методиках, например, при производстве и переработке изделий из пластмасс резка оргстекла лазерной установкой не рассчитывается, а требует инструментального замера.

Эти вопросы решаются при заказе работ. Требуются предварительные исследования производственного процесса специалистами, которым заказан акт инвентаризации выбросов.

 

При расчетах или замерах следует учитывать сам предмет учета – это источники выбросов. Источники выбросов бывают организованные (дымовые трубы, газоотводы, вентиляционные выходы), неорганизованные (открытые площадки или помещения с выбросом через открытые окна и двери), а также мобильные источники (транспортные средства и другие активно передвигаемые установки).

Инвентаризация выбросов не производится для мобильных источников, но производится для мест их тяготения (гаражи, депо, стоянки и др.).

Акт инвентаризации выбросов составляется для источников выбросов от производственной площадки природопользователя, включающей как открытые участки, так и здания, сооружения. Для пространственно разделенных промплощадок составляются отдельные акты инвентаризации выбросов.

При инвентаризации выбросов на площадке, кроме источников выбросов, отмечаются источники выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Источники выделения выбросов это конкретные аппараты, станки и установки, от которых производится выделение тех или иных загрязняющих веществ, а источники выбросов, это каналы поступления в атмосферу всех загрязняющих веществ от всех учтенных источников выделения. Например, в цеху установлено 10 станков разного технологического цикла, и все они выбрасывают различные загрязняющие вещества, при этом вся смесь веществ вытягивается через одно вентиляционное отверстие. В данном случае на предприятии есть 10 источников выделения и один источник выбросов. Именно этот один источник выбросов подлежит учету, где должны быть рассчитаны все количества поступления в атмосферу каждого из зарегистрированных загрязняющих веществ (тонн в год). В случае неорганизованного источника выбросов все источники выделения учитываются как составляющие одного источника выбросов.

 

Загрязняющие вещества! Что это такое?

Вопрос не праздный, так как в нормативных документах Минздрава и Минприроды существуют перечни загрязняющих веществ, где приводятся их коды (единая кодификация), формулы, классы опасности, а главное предельно допустимые их концентрации (ПДК), в том числе разовые, среднесуточные и среднегодовые. Есть различные классы опасности загрязняющих веществ от 1 (самые опасные) до 4 (наименее опасные). Классы опасности устанавливаются санитарными правилами Минздрава. Некоторые из несущественно опасных веществ могут не иметь разовой или иной предельной концентрации в атмосферном воздухе. Для ряда веществ при этом устанавливаются ориентировочно безопасные уровни воздействия(ОБУВ). Кого обув, зачем обув?

 

При значительных выбросах загрязняющих веществ инвентаризация устанавливает уровни превышения ПДК или ОБУВ.

 

Постановлением Минприроды от 29 мая 2009 г. № 31 определен перечень загрязняющих веществ и объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются или не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ. По итогам предварительного ознакомления с технологическими процессами предприятия следует определить заранее, понадобится ли разработка специальных документов (журналов предельно допустимых выбросов – ПОД) для предприятия. В ином случае возможно дополнительное соглашение о разработке журналов ПОД.

 

Необходимость получения разрешений на выбросы и установление нормативов допустимых выбросов определяется категорией того или иного предприятия, которая приводится в прилагаемом к акту инвентаризации выбросов расчете. Категория объекта воздействия, то есть самого предприятия (от 1, наиболее опасной, до 5), определяется расчетным методом по формулам из вышеназванного постановления Минприроды от 29.05.2009 N 30. Для небольших предприятий категории 5 или для средних предприятий категории 4, которые при этой категории выбрасывают не более 0,1 тонны всех загрязняющих веществ в год, не требуется запрашивать и получать специальные разрешения на выбросы загрязняющих веществ. 

 

Предприятиям до 5 категории и до 4 категории с выбросами ниже 0,1 тонны в год требуется вести журналы выбросов согласно формам ПОД-1, ПОД-2 либо ПОД-3 ТКП 17.02-12-2014 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды".

Есть вещества, загрязняющие атмосферный воздух, но не включенные в перечень загрязняющих. Их наличие вызывает вопросы у природоохранных органов.

 

Для определения ПДК и ОБУВ веществ, не включенных в перечень вышеуказанного постановления Минприроды, следует обращаться к постановлению Минздрава республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 186 «Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 июня 2009 г. № 75 «Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения»

 

Используется также постановление Главного врача Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 53, которым утверждаются Санитарные правила: СанПиН РБ № 11-19-94 «Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ».

Для таких вышеуказанных веществ (при подозрении на их значимость) производятся расчеты критерия значимости по формулам, данным в вышеназванном постановлении Минприроды от 29 мая 2009 г. № 31.

 

А теперь вернемся к содержанию акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – Акт).

Прежде всего, вышеназванной инструкцией Минприроды предусмотрен перечень предварительной информации о предприятии, которая отражается в Акте.

Итак, предприятие – заказчик работ по инвентаризации выбросов согласно введенным нормам Инструкции Минприроды должно:

- произвести наладку систем вентиляции и газоочистных установок с оформлением их паспортов;

- оборудовать места отбора проб в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов (исполнитель, при выполнении инструментальных замеров должен иметь доступ к вентиляционным трубопроводам, где сверлятся отверстия для забора проб);

- подготовить справку о методах эксплуатации и управления технологическими процессами, применяемых технологиях с указанием для основного технологического оборудования. К справке прилагаются: диаграммы технологического процесса и чертежи основных единиц оборудования (при необходимости), химические реакции, происходящие в технологическом процессе (если таковые имеют место), порядок пуска и вывода из эксплуатации технологического оборудования, другая сопроводительная документация, необходимая для объяснения всех аспектов деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (прежде всего регламент работы предприятия: часов в рабочий день, количество смен и т.п.);

- дать краткое описание технологического процесса, технологии и оборудования, являющихся источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также подготовить данные о годовом производстве продукции, материалов;

- запросить письмом в Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды (Телефон: +375 17 267 31 40)  сведения (справку, карту) о приземных концентрациях загрязняющих веществ в месте расположения предприятия (при этом следует учитывать, что нужно письмо на бумажном носителе, на бланке и за подписью руководителя предприятия). Данный вопрос требует особого обсуждения (ниже).

 

- подготовить данные о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать), по форме, согласно таблице инструкции, при этом:

- разработчиками Акта указываются отношение веществ к опасным веществам и тип опасности в соответствии с пунктом 1 приложения 1 к Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/138);

- заказчиком (предприятием) указываются реквизиты технического нормативного правового акта, в соответствии с которым изготовлены топливо, сырье и вещество (то есть ГОСТ-ы и ТУ, присутствующие на упаковке используемых материалов, для этого в Акте предусмотрена специальная таблица, заверяемая подписями руководителей предприятия);

- также заказчиком указываются качественные характеристики топлива, сырья и веществ, необходимые для проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

 

Особо следует остановиться на картосхемах производственных площадок, источников выбросов, санитарно-защитных зон предприятия.

Картосхемы размещения производственной площадки природопользователя:

  • схема самой площадки с источниками выбросов и местами расположения технологического оборудования в масштабе 1:500 (по необходимости, для мелких предприятий в качестве необязательного, но желательного дополнения дается более подробная немасштабная схема площадки);
  • ситуационная картосхема площадки с прилегающими территориями и обозначением соседних предприятий, зон жилой застройки и отдыха, масштаба от 1:1000 до 1:5000.

 

При предоставлении необходимых данных схемы выполняет разработчик Акта. Обязательно обозначение санитарно-защитной зоны.

Отдельно прикладывается картосхема приземистых концентраций загрязняющих веществ, либо это справка как это описано далее.

 

А теперь о приземных концентрациях загрязняющих веществ. Прежде всего, надо определиться с масштабом загрязнений. Если предприятие относится к 5 категории или 4 к категории, но которое не выбрасывает более 0,1 тонн в год загрязняющих веществ, то достаточно только запросить справку о приземных концентрациях этих веществ по имеющимся мониторинговым данным. В частности, это касается предприятий, арендующих небольшую площадь у основного землепользователя, а тем более часть производственного здания. Если же выбросы превышают указанный уровень категории, то следует составить карту распространения вокруг предприятия загрязняющих веществ, на основе данных Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга состояния окружающей среды. Параметры карты изложены в Инструкции, утвержденной Минприроды Республики Беларусь от 23 июня 2009 г. № 42 По вопросу предоставления специализированной экологической информации о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и расчетных метеохарактеристиках обращаться по тел. (+375 17) 267 12 61, факс (017) 263 65 60. Примерная форма заявки прилагается ниже.

Справки по запросам прилагаются к Акту, как и справки о техпроцессе.

 

 

 

 

Далее приводятся те разделы Акта и формы таблиц, которые заполняются при непосредственном участии заказчика, а также форма заявки на выдачу разрешения на выбросы, определенная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23 июня 2009 г. № 42.

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕ

 

N  п/п

Наименование данных    

Данные на дату составления акта инвентаризации 

Полное наименование природопользователя в соответствии с уставом, количество филиалов

 

Наименование вышестоящей организации                  

 

Орган управления

 

Форма собственности

 

Учетный номер плательщика

 

Место нахождения производственной площадки    

 

7

Почтовый адрес  природопользователя

 

8

Электронный адрес природопользователя

 

9

Телефон, факс приемной       

 

10

Руководство:                 

 

фамилия, имя, отчество       
руководителя                 

 

телефон, факс руководителя   

 

фамилия, имя, отчество       
главного инженера            

 

телефон, факс                

 

11

Фамилия, имя, отчество лица, 
ответственного за охрану     
окружающей среды             

 

телефон, факс                

 

12

Номер и дата свидетельства об экологической сертификации   

 

Код                               

по ОКПО

по ОКЮЛП

органа управления по ОКОГУ

основного вида экономической деятельности по ОКЭД

территории по  СОАТО

формы собственности по ОКФС

организационно правовой формы по ОКОПФ

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

Введение

составляет разработчик при участии и под контролем заказчика

 

Содержание и состав введения, в полном соответствии с Инструкцией Минприроды, включают:

сведения об объеме проекта по инвентаризации, включая количество его книг, число страниц, количество схем, таблиц;

данные по результатам инвентаризации, включая:

количество и место нахождения производственных площадок;

краткую характеристику прилегающей к производственной площадке территорий в границах зоны воздействия источников выбросов природопользователя (промышленная, сельскохозяйственная, жилая, общественно-деловая, рекреационная);

количество источников выбросов, в том числе организованных, неорганизованных, а также оснащенных газоочистными установками;

количество загрязняющих веществ, валовой выброс всех загрязняющих веществ;

размеры санитарно-защитной зоны и зоны воздействия источников выбросов природопользователя;

категорию объекта воздействия на атмосферный воздух.

перечень основных технических нормативных правовых актов, на основании которых проведена инвентаризация;

дату и номер договора, на основании которого проведена инвентаризация;

информацию о наличии у природопользователя системы управления окружающей средой.

 

Краткое описание технологического процесса, технологии и оборудования, являющегося источниками выделений загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источниками выбросов

составляют разработчик и заказчик

 

Состав данного раздела акта:

перечень основной выпускаемой продукции;

описание технологии и оборудования, эксплуатация которого приводит к выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с указанием условий его эксплуатации;

технологические и другие изменения в составе сырья и материалов, приводящие к изменению состава и (или) количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Исполнителем работ в описание также добавляется информация содержащая перечень источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов.

Нижеприведенная информация, согласно нормативным документам, заверяется подписями и печатями природопользователя.

 

По данным заказчика:

 

 

Данные о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать)  

№ п,п Наименование топлива, сырья, вспомогательного материала, вещества или препарата Тип опасности топлива Объем на хранении, условия хранения (в бочках, емкостях (тип), подземное/ надземное размещение, внутри/ снаружи помещений и т.д. Годовой исполь-зуемый объем, т Характер использования Реквизиты технического нормативного правового акта Качественные характеристики топлива, сырья и веществ Приме- чания
1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 
                 
                 
                 

и далее до конца (линовка через 16 пунктов)   ________________________________         ___________  _____________________ (должность ответственного лица                    (подпись)    (инициалы, фамилия) природопользователя)        

Составляется разработчиком:

 

СОГЛАСОВАНО

 

УТВЕРЖДЕНО

 

 

 

(наименование разработчика)

 

(наименование природопользователя)

 

 

 

(должность) (подпись)  (инициалы)

 

(должность) (подпись)  (инициалы)

"___" ___________ 20__ г.

 

"___" ___________ 20__ г.

                  М.П.

 

                  М.П.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов

 


п/п

Наименование производства, цеха, участка

Источники выделения загрязняющих веществ

Источники выбросов

Перечень загрязняющих веществ

Метод определения 

наименование

количество   

коэффициент  загрузки оборудования  (графа 5 / графа 4)

номер источника, вентиляционной системы

наименование

наименование газоочистной установки, количество ступеней очистки

всего

из них одновременно работающих

1

2  

3

4  

6   

7    

8   

9  

10   

11  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и далее до конца (линовка через 16 пунктов)

 

Начальник цеха, участка ____________       _________________________

                                                               (подпись)                               (фамилия, инициалы)

 

Заявки на выдачу данных о приземных концентрациях

 

Заявление на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

 

 

 

 

Ведущий специалист по экологии, Голденков Андрей Анатольевич