Продавец ИП Амельченя Евгений Иванович развивает свой бизнес на Deal.by 12 лет.
Знак PRO означает, что продавец пользуется одним из платных пакетов услуг Deal.by с расширенными функциональными возможностями.
Сравнить возможности действующих пакетов
Начать продавать на Deal.by
Корзина
40 отзывов
Разработка и согласование документации в области обращения с отходами, выбросов загрязняющих веществ
+375 (29) 587-22-22
+375 (44) 587-22-22

Обращение с отходами производства. Пошаговые действия

Обращение с отходами производства. Пошаговые действия

 

По нашим наблюдениям фраза "Обращение с отходами" является неясной и на организациях не знают, с чего начать и нужно ли вообще что-то делать? На самом деле, обращением с отходами занимается КАЖДАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ вне зависимости от формы собственности,  рода деятельности, системы налогообложения.

 

Что означает ― Каждая организация осуществляет обращение с отходами?

Обращение с отходами ― это деятельность, которая связана с образованием отходов, их сбором, разделением по видам, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием.  

Нужна инструкция по отходам и нет времени, чтобы разбираться?

Закажите сейчас просчет стоимости на разработку Вашей инструкции по обращению с отходами!

Хотите сделать самостоятельно, но не знаете как?

Скачайте свежие рекомендации по написанию инструкции на 2022 год!                  

Требование законодательства

Закон РБ 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами" Статья 17. 

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

1.1. обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

1.2. обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

1.3. обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации;

1.4. предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юридических лиц;

1.5. разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

1.6. осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

1.7. выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.

2. Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций, также обязаны:

2.1. назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

2.2. разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

2.3. вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

3. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, необходимые условия.

 

 

 

Пошаговая инструкция по обращению с отходами на организации

1 шаг. Приказ о назначении ответственных лиц

Назначать ответственных лиц за обращение с отходами не обязаны индивидуальные предприниматели и Микроорганизации (Статья 17 Закона РБ "Об обращении с отходами)   

 

Назначаем ответственных за:

- обращение с отходами;

- учет, сбор, хранение и транспортировку ртуть содержащих отходов (при их наличии);

- учет отходов в местах их образования (по форме ПОД-9), общий учет отходов (по форме ПОД-10);

- сбор, хранение и учет отработанных батарей (при их наличии)1 

- обращение с черными и (или) цветными металлами (при наличии)

Более подробно Вам поможет статья - Ответственные лица за обращение с отходами производства

 

2 шаг. Приказ о проведении инвентаризации отходов производства и её проведение

Проводить инвентаризацию отходов производства не обязаны индивидуальные предприниматели и Микроорганизации (Статья 17 Закона РБ "Об обращении с отходами)        

 

Инвентаризация отходов производства (далее ― инвентаризация) ― деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования2.

Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ, в котором:

- устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации;

- назначается комиссия по проведению инвентаризации;

- определяется перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;

- определяется перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации.

За период проведения инвентаризации (5 дней, 10 дней, 30 дней или др.) определяется предположительный перечень отходов, которые будут образовываться.

   Может произойти, что за данный период отходов вообще не образовывалось. Да. Бывает... В таком случае в формах, согласно Приложениям к Постановлению Минприроды №17 от 29 февраля 2008 г. заполняются нулевые показатели образования отходов за период проведения инвентаризации. Данные в графу «Расчетное количество образующихся отходов производства за год» заносятся из собственных теоретических расчетов ожидаемого количества образования.

Инвентаризация отходов ― процедура пятилетки! Осуществлять её необходимо не реже 1 раза в 5 лет на организации!

   Акт инвентаризации бывает 2-х форм: инвентаризация коммунальных отходов и иных отходов.

     Инвентаризация коммунальных отходов заполняется для организаций, осуществляющих обращение с коммунальными отходами3  и у которых отходы 1-го класса опасности представлены только ртутными лампами или люминесцентными трубками.

   Иных отходов ― иные Организации, не входящие в перечень коммунальных отходов.

  Отходы производства (код, наименование, класс опасности) берется согласно Классификатору отходов, образующихся в РБ (скачать)

Как определить перечень образующихся отходов производства?

Решить этот Вопрос Вам поможет статья "Отходы производства и потребления. Классификация и виды". В статье приведены примеры определения перечня образующихся отходов, а также наиболее частые виды деятельности и наиболее часто встречаемые на практике виды отходов

 

3 шаг. Определение документов, необходимых для разработки и согласования с территориальным органом Минприроды

 

  • Инструкция по обращению с отходами производства  

В начале статьи Вы заметили, что в обязанностях юридических лиц (кроме микроорганизаций и  индивидуальных предпринимателей), осуществляющих обращение с отходами есть пункт ― разрабатывать инструкцию по обращению с отходами. Это первое и обязательное условие для  организации (Исключение - когда согласно договора аренды Арендодатель разрабатывает инструкцию по обращению с отходами )

 Для согласования Инструкции по обращению с отходами (в школе, офисе, производстве и т.п) необходимо4:

- заявление (просим Вас согласовать инструкцию...) на имя Председателя комитета или Начальника инспекции;

- Инструкция по обращению с отходами, разработанная согласно Постановлению Минприроды № 45 от 22.10.2010 г.

 Инструкция согласовывается по месту осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами - офис, склад, производство в Минске - подаем в Минский городской комитет природных ресурсов, в Минском районе - в Минскую инспекцию.

 Замечу, что если у организации несколько адресов по одному городу либо району - инструкция делается одна на город либо район и согласовывается в городской (районной) инспекции. Если у Организации адреса в разных районах области - инструкция делается также одна, но согласовывается она в Областном комитете, в котором находятся адреса Организации.

 

  •  Разрешение на хранение и захоронение отходов производства       

   Выдача разрешений производится территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов (далее – органы выдачи разрешений), в том числе:

- Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства в г.Минске;

- областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях: 

если среди отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1 – 2-го классов опасности, 3-го класса опасности свыше 5 тонн в год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 тонн в год;

хранения, захоронения отходов производства на территории двух и более районов одной области;

- районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах выше.

 

Для получения разрешения на хранение и захоронения отходов необходимо5:

- заявление (просим Вас выдать разрешение...) на имя Председателя комитета или Начальника инспекции;

- Заявление на хранение и (или) захоронение отходов производства по установленным формам6;

- акт инвентаризации отходов производства;

- расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства;

- копия инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя);

- копия платежного поручения об уплате госпошлины за получение разрешения на хранение и захоронение отходов производства.

Разрешение на хранение и захоронение отходов получать не нужно, когда на захоронению из образующихся отходов в организации подлежать коммунальные отходы и вывозятся они специализированным транспортом

 

  •  Нормативы образования отходов утверждаются только для отходов, подлежащих захоронению на объектах захоронения отходов, и хранению на объектах хранения отходов.

Нормативы образования отходов не обязаны утверждать индивидуальные предприниматели и Микроорганизации (Статья 17 Закона РБ "Об обращении с отходами)   

Нормативы разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.

Согласно изменениям в Законе РБ "Об обращении с отходами" от 16.03.2013 г. Нормативы образования отходов производства согласовывать не требуется. 

  Нормативы утверждаются производителями отходов производства.

 

  •   Инструкция по порядку учета, сбора, хранения и транспортировки ртутьсодержащих отходов разрабатывается в случае образования отходов, имеющих ртуть (ртутные термометры, люминесцентные лампы, ртутные лампы, энергосберегающие лампы и т.п.).

 Инструкция согласовывается как приложение к  инструкции по обращению с отходами производства. Отдельно её согласовывать не требуется!

 

  • Инструкция об организации производственных наблюдений в области охраны окружающей среды10

   Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды (далее ― производственные наблюдения) включает в себя контроль за использованием и охраной земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов, а также контроль за обращением с отходами.

  Проведение производственных наблюдений является требованием экологической безопасности, несоблюдение которого влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 Инструкцию согласовывать не нужно. Она утверждается приказом руководителя Организации.

 

4 шаг. Разработка

Вы можете самостоятельно разработать документы, а также воспользоваться услугами Эколога

Оставьте заявку на разработку документов по обращению с отходами

5 шаг. Подача в территориальный орган Минприроды

 Документы подаются в территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды

  С адресами Министерства Вы можете ознакомиться на официальном сайте Minpriroda.by

 Принятие решения о согласовании документов проходит в течение 30 дней с момента подачи в территориальный орган Минприроды. Желательно периодически звонить и напоминать о себе. Возможно, документы могут быть готовы раньше...

 

Документы согласованы! Что делать дальше?

Далее законодательство обязывает юридических лиц вести учет и проводить инвентаризацию отходов производства.

Система учета отходов выглядит следующим образом:

 

Подробнее о ведении учета отходов, а также формы журналов вы можете скачать в статье "Учет отходов и отчетность"

 

Коротко о главном...

Обращение с отходами

Успехов в разработке и согласовании!

 

Читайте также ― УЧЕТ ОТХОДОВ И ОТЧЕТНОСТЬ

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРИ АРЕНДЕ

 

© ИП Амельченя Евгений Иванович     Сосредоточьте внимание на главном, документы оставьте нам...!

    mts, vel 587-22-22

    сайт: Instr.deal.by

1 ― Постановление Совета Министров Республики Беларусь 09.03.2007 № 297 «Положение о порядке сбора, хранения и сдачи отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом», п.2

2 ― Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 29 февраля 2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»

3 ―Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ 26 декабря 2019 г. № 31 "Об установлении перечня отходов, относящихся к коммунальным отходам"

4 ― Постановление Совета Министров РБ 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур..», Глава 6, п. 6.26

5 ― Постановление Совета Министров РБ 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур..», Глава 6, п.6.24

6 ― Приложение 1 ― при получении разрешения на хранение отходов или Приложение 2 ― при получении разрешения на хранение и захоронение отходов производства ― к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 818

7 ― Постановление Совета Министров РБ 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур..», Глава 6, п. 6.27

8 ― форма согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 818

9 ― Положение “О порядке учета, сбора, хранения и транспортировки ртутьсодержащих отходов в г.Минске” от 4 января 2001 года, утверждено решением Мингорисполкома  от 4 января 2001 г. N 12

10 ― Утветждено Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь №52 от 11 октября 2013 г.